Енисей (автомагистраль)

Статус федеральная
Владелец государственная
Управляется 0-446 км Байкалуправтодор
447—899 км УпрДор «Енисей»
Длина 899 км
Начало Красноярск
Через Абакан
Кызыл
Конец государственная граница с Монголией (899 км)
Дорожное покрытие асфальт

Федера́льная автомоби́льная доро́га М54 «Енисе́й» — автомобильная дорога федерального значения Красноярск — Абакан — Кызыл — государственная граница с Монголией. Участок Абакан — Кызыл известен также под историческим названием Усинский тракт. Является главной транспортной артерией, связывающей Туву с другими регионами России. Проходит через Саяны.

История

Участок Абакан — Кызыл (380 км) построен в 1914—1917 годах, в 1932 реконструирован под автомобильное движение. В 1966 году построен участок Красноярск — Абакан (408 км).

Маршрут

От Красноярска до Дивногорска дорога следует практически строго на запад по правому берегу Енисея, пересекая его по мосту, расположенному в районе Красноярской ГЭС (примерно в километре ниже по течению). Далее, повернув на юг, дорога проходит по горному серпантину, выходя к левому берегу Енисея и проходя далее вблизи районных центров Красноярского края Балахта и Новосёлово. Затем маршрут трассы пролегает по территории Хакасии, проходя через её столицу — Абакан. За Абаканом дорога вновь пересекает Енисей (по Братскому мосту), проходит через Минусинск и вблизи посёлка Шушенское.

После Шушенского дорога проходит в живописной тайге по предгорьям Западного Саяна мимо сёл Жеблахты, Ермаковское (районный центр), Григорьевка и Танзыбей. Танзыбей — последнее село перед подъёмом на высшую точку дороги — Буйбинский перевал. На вершине перевала открывается вид на горный массив Ергаки и на Спящего Саяна — хранителя здешних мест. Далее трасса М-54 идёт в республику Тыву (17 регион). Но перед тем как въехать в данный регион, необходимо преодолеть опасный перевал, его ещё называют «Полкой». Он опасен потому, что зимой неизбежен сход лавин. Через несколько километров начинается территория Тывы (граница между Тывой и Красноярским краем на перевале Нолёвка), после пересечения границы между регионами открываются бесконечные тувинские степи и трасса с вершины перевала идёт на юго-восток.

Вид на Турано-Уюкскую котловину на спуске в Тыву с перевала Нолёвка

Спустившись вниз, она проходит по следующим населённым пунтам: Шивилиг (где находится пост ГАИ и зона досмотра), Туран, Уюк, Суш и Кызыл. Перед въездом в город есть развилка на юго-восток и на юго-запад.

Дорога № 1 приведёт прямо в центр Кызыла, дорога № 2 приведёт также в город, но только в промышленный комплекс Кызыла, зато дорога № 2 является «обходной». После моста дорога выходит на развязку, трасса «М-54» лежит прямо (с севера на юг). За развязкой 2 кольца (за первым кольцом езда «прямо», за вторым — «направо»). Далее трасса приведёт в Самагалтай (есть объездная дорога), Эрзин (есть объездная дорога) и, наконец, к Государственной границе. Как раз на границе между Россией и Монголией трасса «М-54» заканчивается.